Chat & Support

Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях.

Вопросы развития, воспитания, школа, учёба, выбор профессии,
увлечения, хобби, спорт, мода, одежда,
детям о сексе, подростковые закидоны, конфликты, побеги,
и т.п.
Аватара пользователя
Дама Червей
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 2015-07-04 15:58:17

Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях.

Непрочитанное сообщение Дама Червей » 2018-03-22 00:21:08

4 принципа воспитания
от советского педагога Симона Соловейчика

 Кто такой Симон Соловейчик?

.

На детские годы выдающегося педагога
и писателя советского времени Симона Соловейчика
пришлась война и жизнь в эвакуации.

В юности он работал пионервожатым,
а потом преподавал русский язык и литературу
в библиотечном техникуме в небольшом городе.

Уже тогда молодой учитель задумался о принципах,
на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.

Его идеи легли в основу так называемой педагогики сотрудничества.
Соловейчик как будто жил в реальности,
параллельной традиционной советской педагогике,
в которой генеральной линией было «искоренение дурной природы ребёнка»
(лени, слабоволия, трусости).
И жёсткое внушение норм общества:
коллективизма, товарищества, стойкости
и подчинение личных интересов общественным.

Соловейчик был неисправимым идеалистом.
И идеалы, которые он отстаивал, — те,
к которым сейчас заново приходит современное общество:
доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности,
подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.

«Любовь и совесть, — писал Соловейчик в книге „Педагогика для всех“,
— кислород нравственной атмосферы,
в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком.
Не все мы верим в силу любви и совести,
сомневаемся даже в их существовании
(а есть ли любовь? есть ли совесть?),
но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой.
Для каждого в отдельности и для всех вместе».

Он стал автором нескольких книг,
соучредителем «Учительской газеты»,
из которой в 90-е года выросла газета «Первое сентября»,
сценаристом программы «Час ученичества».
Отец троих детей,
Соловейчик щедро делился в своих книгах наблюдениями
за собственными сыновьями и дочерью.

При этом его труды и мысли удивительно современны.
Фильм «Час ученичества», посвящённый советской педагогике,
выглядят как описание принципов работы суперсовременной школы
где-нибудь в Скандинавии.
И убеждение, что уют поможет детям увидеть красоту науки,
и рассуждения о том, как не перегружать лишней зубрёжкой
и одновременно стимулировать учеников развиваться,
и идеи, что внутренняя свобода учителя влияет
на его отношения с учениками и на их отношение к предмету.

.


 Первенство свободы

.

Внутренняя свобода — это основа развития:
и нравственного, и интеллектуального.

Научить ей нельзя,
можно только воспитать своим примером
и правильным отношением с ребёнком.

Свобода не равна попустительству
или освобождению от дисциплины.

Свобода в школе — это не хаос,
а право мыслить вне рамок,
задавать вопросы, ощущать себя личностью,
даже если находишься в положении младшего, ученика.

И эту свободу учитель может
и должен воспитывать и быть её примером.

Симон Соловейчик, педагог :
Дети тянутся к свободным людям, доверяют им,
восхищаются ими, благодарны им.
Что бы ни происходило в школе,
внутренне свободный учитель может быть в победителях.
Свободный учитель принимает ребёнка равным себе человеком.
И этим создаёт вокруг себя атмосферу,
в которой только и может вырасти свободный человек.


Главным вопросом такого учителя, должен стать: не угнетаю ли я детей?
И если приходится принуждать их к чему-то, оправдывает ли это цель?

Симон Соловейчик, педагог :
Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы?
Передо мной класс, я нуждаюсь в определённом порядке, чтобы вести занятия,
но не ломаю ли я ребёнка, стараясь подчинить его общей дисциплине?


Принижение ребёнка, снисходительное отношение, одёргивание
— это путь к тому, что у него остановится развитие,
пропадёт любопытство и интерес к учёбе и вообще к чему-то новому.

Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» — одна из причин,
почему дети не любят учиться.

Это не значит, что учиться в школе должны только талантливые дети.
Наоборот:
Соловейчик разделял советские идеалы обучения, доступного для всех.
Но задачи, которые даёт ребёнку школа,
должны быть для ребёнка трудными и вдохновляющими:
он должен чувствовать, что по-настоящему развивается.
И плотная загруженность — ещё не показатель этого.

.


 Взрослые и дети. Отношения между ними.

.

Симон Соловейчик воспроизводит в своих работах идеи
теории психоанализа объектных отношений.

Воспитание зависит от трёх переменных:
1. взрослые,
2. дети
3. отношения между ними.

К примеру,
при общение матери и младенца,
идёт процесс контейнирования эмоций
и постепенного приучения ребёнка
справляться со своими чувствами,
с чем ему помогают родители.

Симон Соловейчик, педагог :
Маленький, грудной ещё ребёнок кричит в своей кроватке,
зовёт маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует,
что ничего страшного не случилось, и она… не торопится.

Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну,
но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу!
— нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду?
Мама плохая, не сразу пришла!


Совсем маленький ребёнок нуждается
в безоговорочном признании его чувств и желаний,
а ещё в стойкой вере в то,
что мир в основном справедлив и добр.

Такой идеализм служит для детей защитой,
без которой им просто будет страшно и невыносимо жить.
Но постепенно ребёнок растёт,
и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни,
учиться справляться с неприятностями.

Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни.
Иногда родителю нужно признать несовершенство мира:
к примеру, учительница повела себя несправедливо.

Да, к сожалению, так бывает,
не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно.

Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее.

Как это совместить?

Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни.
Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду,
что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.

.


 Самостоятельность как цель воспитания.

.

Поэтапное отделение ребёнка от родителя
и подготовка ко взрослой жизни
— главная цель его обучения и воспитания.

Симон Соловейчик, педагог :
Родившегося у нас беспомощного младенца
мы должны вырастить и поставить на ноги,
чтобы он был достаточно здоров,
достаточно развит и обучен, был крепок духом,
чтобы не виснул на людях и не зависел от них.



Для этого родителям стоит умерить свою тревогу.
Неизбежны травмы, двойки,
а ещё периодическое неодобрение окружающих — от гостей до тётушек во дворе.

Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны.

Симон Соловейчик, педагог :
Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю:
не стыдитесь своих детей при чужих людях,
нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно,
это они таким образом вступают в контакт с чужими,
это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!

.


 Ценность — это возможность развиваться

.

Конкретные знания и навыки — это не ценность.
Ценность — это возможность развиваться

Гонять во дворе собак, это тоже развитие.
Ребёнок должен развиваться и психически, и физически.
И порой проявления этого развития:
шум, беготня, громкие крики
— нарушают комфорт взрослых и их представление о приличиях.
Но подавление природы непременно «отомстит»,
нельзя подавлять ребёнка только потому, что он неудобен.

И наоборот — кружки и секции,
которые вроде бы предназначены для развития,
не всегда на самом деле отвечают этому.

Педагог приводит в пример маму,
которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания.

На пользу это ребёнку или во вред?

Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка.
Может, она расцветёт и будет активно развиваться.
А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес.

Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка,
и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки.

.


Вернуться в «РОДИТЕЛИ и ДЕТИ»