Chat & Support

БРЕД

Синергетика, Социальная кибернетика, Социальная инженерия.
Психология, НЛП и др. технологии манипулирования сознанием.
Трансцендентность, эгрегоры, биоэнергетика, эзотерика.
Идолы, Боги, религии, понятия, устои и традиции.
Аватара пользователя
ПСИХ
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 2017-01-04 17:17:21

БРЕД

Непрочитанное сообщение ПСИХ » 2018-02-05 16:09:58

БРЕД определяют как расстройство мышления
с возникновением не соответствующих реальности
болезненных представлений, рассуждений и выводов,
в которых больной полностью, непоколебимо убеждён
и которые не поддаются коррекции.

Традиционным для русской школы психиатрии является такое определение:

Вадим Моисеевич Блейхер :Под бредом мы понимаем совокупность
болезненных представлений, рассуждений и выводов,
овладевающих сознанием больного,
искаженно отражающих действительность
и не поддающихся коррекции извне.


Г.В.Груле :
Установление связи отношения без основания,
то есть не поддающееся коррекции
установление отношений между событиями
без должной на то основы.


В рамках медицины бред
рассматривается в психиатрии и в общей психопатологии.
Наряду с галлюцинациями
бред входит в группу психопродуктивных симптомов.

Принципиально важно, что бред,
являясь расстройством мышления,
то есть одной из сфер психики,
при этом — симптом поражения головного мозга человека.

Лечение бреда, по представлениям современной медицины,
возможно только методами,
влияющими непосредственно на головной мозг,
то есть психофармакотерапией (например, антипсихотиками)
и биологическими методами — электро- и лекарственным шоком,
инсулиновыми, атропиновыми комами.

Последние способы особенно эффективны
при воздействии на резидуальный и инкапсулированный бред.

Знаменитый исследователь шизофрении Э.Блейлер отмечал,
что бред всегда:
— эгоцентричен, то есть имеет существенное значение для личности больного; и
— имеет яркую аффективную окраску, так как создается на почве внутренней потребности («потребности бреда» по Э. Крепелину), а внутренние потребности могут быть только аффективными.

Бред по механизму развития не имеет выраженных
культурологических, национальных и исторических особенностей.
В то же время возможен культуральный патоморфоз бреда:
если в Средневековье преобладали бредовые идеи,
связанные с одержимостью, магией, приворотом,
то в наше время часто встречается бред воздействия
«телепатией», «биотоками» или «радаром».

В разговорном языке понятие «бред»
имеет отличное от психиатрического значение,
что приводит к некорректному с научной точки зрения его использованию.

Например, бредом в быту называют бессознательное состояние больного,
сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью,
которое возникает у соматических больных с повышенной температурой тела
(например, при инфекционных заболеваниях).

С клинической точки зрения это явление следует называть «аменция».

В отличие от бреда, это качественное расстройство сознания, а не мышления.

Также в быту бредом ошибочно называют другие психические нарушения,
например, галлюцинации.

В переносном значении бредом считаются
любые бессмысленные и несвязные идеи,
что также не всегда правильно,
так они могут не отвечать бредовой триаде
и являться заблуждениями психически здорового человека.

 Диагностика бреда

.

Существующие критерии бреда включают в себя:

Возникновение на патологической почве,
то есть бред является проявлением заболевания;

Паралогичность,
то есть построение на основании собственной внутренней логики бреда,
исходящей из внутренних (всегда аффективных) потребностей психики больного;

В большинстве случаев,
кроме некоторых вариантов вторичного бреда,
сознание сохраняется ясным (нет нарушений сознания);

Избыточность и несоответствие
по отношению к объективной реальности,
однако со стойкой убеждённостью
в действительности бредовых идей
— в этом проявляется «аффективная основа бреда»;

Устойчивость к любой коррекции,
в том числе к суггестии
и неизменность бредовой точки зрения;

Интеллект, как правило, сохранён или немного ослаблен,
при сильном ослаблении интеллекта бредовая система распадается.

При бреде присутствуют глубокие нарушения личности,
вызванные центрированием вокруг бредовой фабулы;

Бредоподобные фантазии отличаются от бреда
отсутствием стойкой убежденности в их достоверности
и тем, что никак не влияют на бытие и поведение субъекта.


Бред необходимо отличать
от заблуждений психически здоровых людей.

При дифференциации необходимо рассматривать несколько аспектов.

Во-первых,
для возникновения бреда должно быть патологическое основание
— заблуждения не обусловлены психическим расстройством.

Во-вторых,
заблуждения, как правило, касаются объективных обстоятельств,
в то время как бред всегда относится к самому больному.

В-третьих,
возможна коррекция заблуждений
(хотя она может вызывать существенные трудности в связи с их стойкостью).

Здесь следует принять во внимание,
что бред противоречит предыдущему мировоззрению больного
— до возникновения расстройства эти идеи не были для него характерными.

Однако, иногда в реальной практике
дифференциация является весьма затруднительной.

Бред более или менее глубоко затрагивает
все сферы психики больного,
особенно сильно влияя на эмоционально-волевую и аффективную сферы,
фактически исходя из последней.

Мышление перестраивается в полном подчинении бредовой фабуле,
соответственно изменяется поведение:
больной может неделями не пить пресной воды потому,
что наделяет её какими-то опасными для себя свойствами,
подзаряжаться от электросети, вообразив себя электровозом и т. п.

Остальные мнестические функции собственно бредом не затрагиваются
— так, например, биолог может думать
об инопланетянах в подвале дома, дурно на него влияющих,
и продолжать эффективно работать по специальности.

Если бред полностью овладевает сознанием
и полностью подчиняет поведение больного,
такое состояние называют острым бредом.

Иногда больной способен
адекватно анализировать окружающую действительность,
если это не касается тематики бреда,
и контролировать своё поведение.
В таких случаях бред называют инкапсулированным.

.


 Тематика (фабула) бреда

.

Фабулой бреда называют его содержание.
Она, как правило (в случаях интерпретативного бреда),
не является собственно признаком заболевания
и зависит от социально-психологических,
а также культурных и политических факторов,
в рамках которых находится больной.

Фабул бреда может быть очень много.
Однако, чаще возникают идеи,
общие для интересов и размышлений всего человечества
и характерные для данного времени,
культуры, верований, образованности и других факторов.

По этому принципу выделяются три группы бредовых состояний,
объединённых общей фабулой.

К ним относятся:

1. Бред преследования
(также «мания преследования», персекуторный бред)
— включает бредовые идеи преследования
и ущерба в самых разнообразных формах:

собственно бред преследования;

бред ущерба
— убеждение, что имущество больного портят
или разворовывают какие-то люди
(как правило, люди, с которыми больной общается в быту),
совмещение бреда преследования и обнищания;

бред отравления
— убеждение, что кто-то хочет отравить больного;

бред отношения
— больному кажется, что вся окружающая действительность
имеет непосредственное отношение к нему,
что поведение других людей (разговоры, поступки)
обусловливается их особым отношением к нему;

бред значения
— вариант предыдущей фабулы бреда,
всему в окружении больного придается особое значение,
затрагивающие его интересы;

бред воздействия
— физического (лучи, аппараты),
психического, гипнотического, насильственного лишения сна,
часто в структуре синдрома психического автоматизма;

эротический бред
без позитивных эмоций и с убеждённостью,
что партнёр якобы преследует пациента;

бред сутяжничества (кверулянтства)
— больной борется за восстановление «попранной справедливости»:
жалобы, суды, письма руководству;

бред ревности
— убеждение в измене сексуального партнёра;

бред инсценировки (интерметаморфозы)
— убеждение больного, что всё вокруг специально подстроено,
разыгрываются сцены какого-то спектакля,
или ведётся эксперимент,
всё постоянно меняет смысл:
например, это не больница, а на самом деле прокуратура;
врач на самом деле — следователь;
больные и медперсонал — переодетые
с целью разоблачить больного сотрудники органов безопасности.
Близким к этому типу бреда является так называемый «синдром Шоу Трумана»;

бред одержимости;
пресенильный дерматозойный бред.

2. Бред величия
(«мания величия», экспансивный бред) во всех разновидностях:

бред богатства;

бред изобретательства
— разные нереальные проекты,
часто созданные пациентами без специального образования,
например, вечный двигатель;

бред реформаторства
— нелепые социальные реформы для блага человечества;

бред происхождения
— больной считает, что его настоящие родители
— высокопоставленные люди,
или что он происходит из древнего знатного рода,
иной нации и т. п.

бред вечной жизни;

эротический бред;

бред любви (синдром Клерамбо)
— почти всегда у больных женского пола:
больной убеждён, что его (её) любит известный человек,
или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней);
имеет 3 стадии:
оптимистическую (пациент утверждает, что его домогаются),
пессимистическую (чувство отвращения к якобы влюблённым в него)
и стадию ненависти;

антагонистический бред (в том числе манихейский бред);

религиозный бред
— больной считает себя пророком,
утверждает, что может творить чудеса.


3. Депрессивный бред

бред самообвинения, самоуничижения и греховности;

ипохондрический бред
— убеждение больного в наличии
у него какого-то заболевания (обычно тяжкого);

нигилистический бред (характерен для МДП)
— ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир
не существуют или наступает конец мира;

синдром Котара
— нигилистически-ипохондрический
в сочетании с идеями громадности.

.


Вернуться в «Лаборатория Сороки»